Сценарии для проведения праздников народных

Подробности Создано 05 Сентябрь 2014 Автор: Жилкина Татьяна Эдуардовна Просмотров: 6674

Сценарий фольклорного проекта 

народных

«ВЕСЁЛАЯ ЯРМАРКА»

Учителя начальных классов МБОУ СОШ №30

Жилкиной Татьяны Эдуардовны

Цели  мероприятия

·       Развитие  культуры  детей средствами традиционной народной культуры.

·       Развитие творческих способностей детей через их собственную художественную деятельность.

·       Создание особой русской традиционной среды для формирования общих культурных интересов и совместной деятельности детей и родителей.

·       Формирование и развитие  исполнительско - творческих навыков и умений каждого ребенка на фольклорной основе.

В ходе достижения этих целей решаются следующие задачи:

1.    Воспитательные задачи:

·       формировать интерес детей и их родителей к миру традиционной русской культуры и культур других народов, воспитывать у детей чувство причастности к своему народу, к его истории и культуре;

·       воспитывать уважительное отношение в общении с другими детьми и взрослыми, терпимость к людям разных вероисповеданий, к представителям национальных и социальных культур;

·       формирование духовно-нравственных качеств личности, мировоззрения, внутренней культуры личности.

·       общение и закрепление знаний по традиционной народной культуре, декоративно-прикладному искусству.

·       воспитывать творчески-активную личность.

·       Воспитывать чувство гордости за Россию, за победу наших олимпийцев

2.    Образовательные задачи:

·       развивать активное восприятие музыки посредством музыкального фольклора;

·       развивать самостоятельность, инициативу и импровизационные способности у детей;

·       развитие индивидуальные творческие особенности детей

·       развивать внимание, память.

Ценностные установки: 

·       любовь к России, к своему народу,  к своей малой родине;

·       долг перед старшим поколением,  семьей,  почитание родителей,  забота о старших и младших, справедливость,  милосердие,  честь, достоинство,  толерантность;

·       красота, гармония, духовный мир человека, эстетическое развитие, художественное творчество.

Планируемые результаты:

·       Учащиеся  будут иметь возможность получить знания о значимых страницах истории страны, о традициях и культурном достоянии своего края.

·       Учащиеся  получат  опыт ролевого взаимодействия и реализации  патриотической позиции, опыт взаимодействия с людьми разного возраста.

·        Дети младшего школьного возраста  получат личный опыт участия в  праздниках, проектах, в  творческой и сценической деятельности в школе.

Обоснование:

   Данное внеклассное мероприятие проводилось в четвёртом классе. Празднику предшествовала продолжительная работа по изучению различных жанров устного народного творчества.  Возрождение народа невозможно без обращения к истокам, к ценностям национальной культуры. На праздник приглашались  родители и люди старшего поколения.

   Предлагаемый праздник даёт возможность школьникам не только узнать что-то новое о жизни русского народа, но и самим прочувствовать колорит того времени. Очень важен период подготовки к празднику. На уроках литературного чтения, музыки и во внеурочное время учащиеся знакомились с произведениями устного народного творчества; разучивали игры, в которые играли их прапрабабушки; собирали предметы быта, кухонную утварь для оформления и создания атмосферы. У представителей старшего поколения (бабушек, соседей, пожилых знакомых) ребята расспрашивали об играх, в которые они играли в детстве. Было организовано посещение музея г. Пятигорска. Фольклорный праздник явился ярким итогом длительной работы.

    Воспитание национальной памяти означает формирование у детей внимания к духовной культуре своего народа, интереса и уважения к его историческому прошлому. Прежде всего, знание фольклора помогает вырастить нравственных, целостных личностей. В начальной школе отдельные элементы входят в программу. Но пока эта проблема изучена недостаточно. На современном этапе фольклор является практически единственной “живой нитью”, соединяющей нас с прошлым. Знакомство со смысловым и символическим подтекстом фольклорных произведений обогащает эстетическое восприятие.

   В основе фольклорных жанров лежит особое отношение человека к природе и к миру. Загадки, приметы, обряды – все это в сочетании с ритуальными действиями и поверьями обнаруживает культ земли, растительности, воды, солнца. Фольклор многогранен. К сожалению, значение его для многих сужено. Обычно с этим понятием отождествляются народные пословицы и поговорки, сказки, загадки, песни. А между прочим, в фольклоре отражается целостная культура народа: его быт, обычаи, традиции, народные игры, праздники с их обрядами, традиционные ремесла и многое другое. Народное искусство поможет понять детям, насколько порядок крестьянской жизни в русской деревне был созвучен природе.

   Наблюдение за фольклорными образами, сравнение собственных ощущений восприятия мира и ощущения людей древности помогает детям понять, что многое в древности нам близко по сей день и, в частности отношение современного человека к окружающему миру.

    Работа с фольклорным материалом требует кропотливой работы. Знакомство со сложным материалом должна вестись последовательно от простого к сложному, через игровой материал, календарные песни, сценические игры. Завершением работы может стать фольклорный праздник.  Что я и сделала в своей работе. Это вызывает интерес и активизирует воображение, а также подводит к восприятию уроков истории, литературы, искусства.

  Особенностью ярмарки 2014 года явилось то, что она проходила сразу после успешного проведения олимпийских игр в Сочи. Уже заранее мы с детьми решили внести эту особенность в проведение данного праздника. Побывав на некоторых олимпийских объектах летом, я прониклась интересом к такому грандиозному спортивному мероприятию. Это послужило творческим толчком для сочинения мною олимпийских частушек. Их мы с детьми разучивали заранее на уроках музыки. Также мне понравилась идея объединения культурных и исторических традиций всех уголков нашей страны в орнаментах лоскутного одеяла, которое стало символом олимпиады в Сочи. Эту идею мы воплотили в изготовлении нарядных скатертей и салфеток в стиле лоскутного шитья, а группа родителей сшила лоскутное одеяло для персонажа ярмарки и карманы – «лакомники» в стиле лоскутной техники для украшения народных костюмов детей.  

    Младший школьный возраст является особенно благоприятным для начала серьезной работы. Именно в этом возрасте детям присущи чувство новизны и удивления по отношению к окружающему миру. Общение с фольклором развивает творческие способности у младших школьников, ответственность за окружающий его мир. Именно такие фольклорные проекты способствуют духовно-нравственному развитию детей и формируют у них культуру мышления и поведения гражданина своей страны.

Участники- учащиеся 4 класса (40 человек)

                       - родители

                       - гости (ученики 2-4 классов), администрация.

Ход подготовки:

1.     Заранее разучить с учащимися русские народные песни, олимпийские частушки

2.     Дать задание учащимся вспомнить загадки, пословицы, поговорки.

3.     Оформить помещение, используя стилизованные элементы русской  ярмарки, а также  придать олимпийский колорит, используя орнаменты лоскутного шитья на скатертях и салфетках.

4.     Предложить всем участникам праздника отразить в своей одежде элементы народного костюма, сшить карманы - «лакомники».

Оборудование:

  • вывеска “Ярмарка”
  • лотки с товаром
  • утварь
  • посуда
  • скатерти и салфетки в стиле лоскутной мозаики
  • полотенца
  • коврики
  • прялка
  • веретёна
  • платки
  • карусель
  • дети в русских народных костюмах.
  • музыкальный центр
  • музыкальные инструменты (ложки, бубны, трещотки, балалайка, свистульки)
  • Лоскутное одеяло для деда.

Подготовительная работа

Урок технологии, 4 класс по теме: «Лоскутная мозаика»

  Оборудование:

Учебник, нитки, иголка, кусочки разноцветной ткани,  картон,  ножницы, образцы лоскутного шитья,  иллюстрации олимпийского лоскутного одеяла.

  Цели урока:

1.Закрепление сведений об истории лоскутного шитья.

2. Воспитание аккуратности и внимательности при работе.

3. Развитие эстетического вкуса.

   Ход урока.

1.Организация внимания.

2. Подготовка инструментов и беседа по технике безопасности.

3. Вступительная беседа об истории лоскутной мозаики.

     С давних пор многим народам мира известно искусство соединения мелких разноцветных лоскутов ткани в единый орнамент, напоминающий мозаику. Поэтому такой орнамент часто называют лоскутной мозаикой. Лоскуты сшивают друг с другом ручными или машинными швами. Отсюда и название - лоскутное шитьё.

     Для лоскутной мозаики придумано немало интересных рисунков, орнаментов. Некоторые из них имеют названия. Иногда одни и те же рисунки в разных странах называются по – разному,  хотя передают они один и тот же образ. Например, в России это «Колодец» и «Изба»,  а в Америке – «Американский квадрат» и «Бревенчатая хижина».

    Трудно ответить на вопрос, где, в какой стране возникло лоскутное шитьё? Везде, где появлялась узорчатая ткань, бережливые хозяйки собирали разноцветные лоскутки и снова пускали их в дело. Так возникли лоскутные одеяла, коврики, дорожки.

     Лоскутным шитьём вначале занимались в деревнях. В каждой крестьянской семье были лоскутные одеяла. Они защищали от холода и в то же время радовали глаз своим разноцветьем. В них было и другое тепло – они согревали душу. В лоскутном верхе одеял можно было увидеть кусочки старой одежды, которые напоминали о близких людях. Бабушки шили и бережно хранили лучшие одеяла для детей и внуков. В них они передавали тепло своих рук, красоту души.

      Лоскутные вставки, детали можно увидеть и в народном костюме. В некоторых областях России в женском крестьянском костюме присутствовала декоративная и одновременно полезная деталь – карман «лакомник». Это мешочек, который прикрепляли к поясу. Карман носили поверх сарафана, и туда можно было положить платочек, сладости, другие мелочи. Лицевую сторону кармана украшал лоскутный рисунок.

      Символом олимпиады в Сочи тоже стало лоскутное одеяло, которое отразило нашу необъятную Родину, объединив кусочки традиционных орнаментов всех регионов России. Каждый из лоскутов был насыщен персональным теплом множества народных промыслов: это и уфтюжская роспись и вологодское кружево, гжель и жостовская эмаль, кубачинские узоры и цветы павлово – посадских платков, мезенская роспись и хохлома, якутские узоры и ивановский ситец. Так получился оригинальный и современный образ нашей Олимпиады.

   4.Этапы работы по выполнению лоскутной мозаики.

а).Рассматривание орнамента. (обращаем внимание на количество деталей разной формы, цвета и размера, а также их расположение)

б). Разметка схемы рисунка в натуральную величину на бумаге.

в). Нумерация деталей рисунка.

г). Изготовление картонных шаблонов для деталей, различающихся по форме и размерам, их подсчёт.

д).Подбор различных хлопчатобумажных тканей, определение у них долевой нити.

е).Выкраивание деталей из тканей по шаблонам. (шаблоны располагаем так, чтобы долевая нить проходила вдоль сторон треугольника или квадрата).

ж).Раскладывание вырезанных деталей по схеме рисунка и их сшивание. (возможно оклеивание лоскутными деталями коробочки или баночки)

5.Выставка работ.

6.Подведение итогов.

Сценарий фольклорного праздника

«Весёлая ярмарка».

Звучит весёлая скоморошья музыка. На сцене появляются два скомороха.

1 скоморох:Дорогие жители,

                     Собственных детей родители!

                     Прежде всего, как водится,

                     Дайте с вами познакомиться!

2 скоморох:Мы – скоморохи и лицедеи,

                     Пляшем, как можем, поём как умеем,

                     Мы все скоморошьего происхождения,

                     Очень древнего рода рождения,

                     Дали зарок - до скончания века

                     Веселить и радовать человека!

1 скоморох:Мы – шуты Его величества народа!

                      Рады вас видеть в любую погоду!

                     А сегодня в виду прогресса

                     И для пущего интереса…

                      Мы такое вам покажем,

                      На всю жизнь разуважим!

2 скоморох:Так чем же мы пятигорчан забавлять будем?

1 скоморох:Как чем? Сказкой!

Звучит русская народная мелодия.

2 скоморох:Жили-были мужик…

1 скоморох:Да баба!

2 скоморох:Оба были такие ленивые

1 скоморох:Так и норовят дело на чужие плечи столкнуть

Вместе:Самим бы только не делать!

Дед и баба садятся на стулья, скоморохи приносят им горшок с кашей и ложки. Они едят.

Баба:Ну, дед, я своё дело сделала, кашу сварила, а горшок тебе мыть!

Дед:Да полно тебе, баба, мужиково ли дело горшки мыть, и сама вымоешь!

Баба:И не подумаю!

Дед:И я не стану!

Баба:А не станешь, пусть так и стоит.Баба берёт горшок и ставит его на пол. Звучит музыка. Скоморохи бегают от одного скомороха к другому, уговаривают вымыть горшок.

Дед:Ну вот что, баба! Давай так договоримся – кто завтра первым встанет, да первым слово молвит – тому и горшок мыть!

Баба:Ладно, там видно будет.

Звучит музыка. Старик со старухой укладываются спать. Скоморохи накрывают их лоскутным одеялом.

1 скоморох:Улеглись!

2 скоморох:Пришла тёмна ноченька!

1 скоморох:Потом утро настало!

2 скоморох:Никто не встаёт.

1 скоморох:Не хотят горшка мыть.

2 скоморох:А соседи-то уж на ярмарку собрались!

Выходят бабы с коробами.

1-я:Что это Маланьи-то не видать!

2-я:Уж всё ли поздорову?

3-я:  Бывает запозднилась.

1-я:Да нет уж, видно что приключилось!

2-я:  Аль зайдём?

3-я:Зайдём, зайдём! Заходят в дом.

1-я:Маланья, матушка, что с тобой?

2-я:  Господи помилуй, Василий, а Василий, что у тебя с женой-то?

3-я:  Видно неладное у Василия с Маланьей-то? Глазоньками глядят, а словушко не молвят.

1-я: Уж не порча ли напущена?

2-я: Ой, бабоньки, какая у Маланьи-то кацавеечка висит. Ещё совсем новая.

3-я: Дай-ка, Степанида, я её примерю.

Примеряет кацавейку. Маланья не выдерживает.

Баба:Это что ещё такое? Моё добро примерять? Ещё сама поношу!

Дед пляшет вприсядку, радуется, что баба проговорилась.

Дед:Проговорилась, проворилась! Ну, вот что, баба, ты первой слово молвила, тебе и горшок мыть. Да полно тебе баба сердиться, поедем-ка лучше на ярмарку.

Звучит музыка. На сцене ярмарка. На сцене коробейники.

1-й:Тары-бары-растабары

       сценарии для проведения праздников народных Есть хорошие товары!

2-й:Ближе подходите

       Щупайте, смотрите!

3-й:Раз взглянул, на второй купил,

       На третий нас поблагодарил!

1-й:Ай да, блины,

       Три дня как испечены!

       С дымом, с паром, с головным угаром!

2-й:Годовалую свинью, за бесценок продаю,

        Кабана хорошего, продаю задёшево!

3-й:  Шёлковые шали, сами вышивали!

        Разноцветная кайма, золотая бахрома!

Скоморохи ходят по ярмарке, рассматривают  товар.

1 скоморох:Гляди, гляди народ,

                     Баба деда в телеге везёт!

 

2 скоморох:Вот так баба! Ха-ха-ха!

1 скоморох:А баба-то и лошадью правит,

                      И деда ругать успевает.

2 скоморох:Вот попал дед старый под каблук бабий.

Баба с дедом выезжают на лошади через зал на сцену. Баба ходит по ярмарке, выбирает товар.

1 скоморох:Здорово, дед!

                     Не видели тебя тысячу лет!  Что нового скажешь?  Чем народ позабавишь?

Дед:Всем вам моё почтение

        И наилучшие пожелания!

        Про праздник ваш жена узнала

        И чтоб поехать сюда настояла.

        И то, правда, какой без меня праздник?

2 скоморох:А что, дед, устал, небось, в телеге мотаться?

Дед:Да нет, я-то вот, не беда, а вот лошадёнка моя…

1 скоморох:А что?

Дед:Да нет, лошадёнка у меня хоть куда

        С гривой, без хвоста, только и есть,

        Что голова одна!

2 скоморох: Ай да, дед, ай да, молодец!

1 скоморох:Ай да лошадь!

Дед:Ну а как, друзья, ваши дела?

        Накупили ли себе разного добра?

        А не накупили, так не беда,

        Главное, что пришли сюда!

        Послушайте тогда и меня,

        Может, наберётесь ума.

        А не наберётесь, так не беда,

        Проживёте и без ума.

        Без ума ногам легче.

        Сами в пляс просятся.

Русская народная пляска.

2 скоморох:Ну и дед, как пляшет!

Дед:Да я-то что, а вот лапти мои…

        Носы выстрочены

        Не хотел я плясать

        Сами выскочили!

        Да что там я. Девчата вот, они-то молодцы!

1 скоморох:Да тебе ли, дед, на чужих красавиц зарится?

                     У тебя у самого жена красавица.

2 скоморох:Не сварлива, не спесива

                     Как лебёдушка стройна.

Дед:Жена-то у меня красавица: глаза-то у неё о..о..о..с булавочку, а под    носом две табачные лавочки.

За окно выглянет - три дня собаки лают, прочь не прогонишь.

1 скоморох:Ну уж, дед, не скажи…

                     Жена-то у тебя отличная хозяюшка,

                     На всю округу выпечкой своей славиться!

Дед:Это да, это у неё не отнять!

На сцене появляется баба с пирогами.

Баба:А вот и мои пироги

         Мне они очень дороги

         Для ярмарки их испекла

         Для вас и ваших друзей сберегла!

Дед:Пироги с зайчатиной

         И со всякой всячиной

Баба:С требухой и кашей

          Изделия наши

Дед:С яйцами, с картошкой-

         Отведайте немножко!

Баба:Угощайтесь, люди добрые!

Дед и баба угощают зрителей пирогами. Звучит музыка. Все выступающие поднимаются на сцену. Родители начинают петь частушки.

Мы о ярмарке мечтали,

Мы на ярмарку попали.

Посмотрели вы на нас,

А теперь споём для вас.

Дело было в сентябре,

В сентябре зимою.

С неба ящики летели

Со ржаной мукою.

А из этой из муки

Испекли мы пироги.

Пирогами угостили

Хоть вы нас и не просили.

Наш посёлок весь в лесу.

Девчонок хвалят за красу.

Все больши и маленьки,

Как цветочки аленьки.

Ох-хо-хо, мы грешные

Нас не любят здешние.

Мы и тем довольные,

Что любят посторонние.

Не всё плясать.

Пора бросать.

Надо совесть поиметь

Ваши уши пожалеть.

Дети поют олимпийские частушки.

Ты наш Сочи олимпийский.

Наша дружная страна!

Мы медалям будем рады,

Крикнем все: «Ура! Ура!»

Я уеду в Сочи с папой

Две недельки отдохну.

Дома я оставлю маму,

И потом всё догоню.

Конькобежные арены

Все за Адлером стоят.

Я с вокзала выйду прямо

Посетить вас буду рад!

Ой, ты, Красная поляна,

Знаменитый вертодром.

Иностранцы будут рады

Облететь наш русский дом.

В море я решил нырнуть

На олимпиаде.

Мне дельфин медаль вручил

Да ещё награду.

Проводится  русская народная игра "Бояре":

(Запевают девочки)

Девочки:

"Бояре,  вы зачем пришли,

Молодые,  вы зачем пришли?"

 Мальчики:

"Княгини,  мы невесту выбирать,

Молодые, да  невесту выбирать."

Девочки:

"Бояре, а какая вам мила,

Молодые, а какая вам мила?"

Мальчики:

"Княгини, нам вот эта мила,

Молодые, нам вот эта мила."

Девочки:

Бояре, у ней зубки болят,

Дорогие, у ней зубки болят

Мальчики:

Княгини, а мы пряничком её,

Дорогие, а мы пряничком её

Девочки:

Бояре она прянички не ест,

Дорогие, она прянички не ест!

Мальчики:

Княгине, а мы плеточкой её,

Дорогие, а мы плёточкой её!

Девочки:

Бояре, она плёточки боится,

Дорогие, она плеточки боится!

Мальчики:

Княгине отворяйте ворота,

Отдавайте нам невесту навсегда!

Выбранная девочка с визгом убегает,  мальчики стараются её поймать.

Пойманная  девочка читает частушку перед исполнением танца:

 – Эх топни, нога

Топни правенькая

Я плясать пойду

Хоть и маленькая.

Пойду плясать

По соломушке

Раздайся народ

По сторонушке!

Девочки исполняют песню-хоровод «Во поле береза стояла».

1. – Во поле береза стояла,

Во поле кудрявая стояла,

Люли, люли стояла.

2. – Некому березу заломати,

Некому кудряву заломати.

Люли, люли заломати.

3. – Как пойду я в лес погуляю,

Белую березу заломаю.

Люли, люли заломаю.

4. – Срежу я с березы три пруточка,

Сделаю себе я три гудочка,

Люли, люли три гудочка.

5. – Во поле береза стояла,

Во поле кудрявая стояла,

Люли, люли стояла.

Мальчик:

"А мы тоже не лаптем щи хлебаем! А ну, ребята, нашу любимую!"

Звучит песня «На горе то калина», мальчики и девочки исполняют танец.

1.     На горе то калина

Под горою малина.

Ну, что ж кому дело калина,

Ну, кому какое дело малина.

2.     Там девицы гуляли.

Там красные гуляли

Ну, что ж кому дело гуляли,

Ну, кому какое дело  гуляли.

3.     Калинушку ломали.

Во пучочки вязали.

Ну, что ж кому дело ломали,

Ну, кому какое дело вязали.

4.     На дорожку бросали

      На дорожку бросали.

Ну, что ж кому дело бросали,

Ну, кому какое дело бросали.

5.     На горе то калина

Под горою малина.

Ну, что ж кому дело калина,

Ну, кому какое дело малина.

Игра  «Сиди, сиди, Яша…»

Дети, взявшись за руки, ходят вокруг  водящего и поют:

– Сиди, сиди, Яша,

Ты забава наша.

Погрызи орехи

Для своей потехи.

Яша делает вид, будто грызет орешки. При слове «потехи» дети останавливаются и хлопают в ладоши, а Яша встает и кружится с закрытыми глазами.

– Свои руки положи,

Имя правильно скажи.

По окончании песни Яша с закрытыми глазами подходит к одному из игроков, дотрагивается, отгадывает, кто это. Если отгадает, тот становится водящим, т.е. Яшей, и игра продолжается.

Вот и солнце закатилось –

Наша ярмарка закрылась.

Приходите снова к нам –

Рады мы всегда гостям!

Все участники праздника исполняют песню “Ярмарка” и танцем покидают зал.

Литература:

В.П.Аникина  "Русские пословицы, поговорки и потешки".  Москва, "Художественная литература", 2001г..

В.И.Зимин  "Русские пословицы и поговорки". Учебный словарь. Москва "Школа-пресс", 1999.

О.В.Джежелей. "Колобок". Литературные игры и забавы. Москва, "Просвещение", 2004г.

Журнал "Дошкольное воспитание", 2006-2010г.

Н.А.Цирулик, С.И.Хлебникова, О.И.Нагель, Г.Э.Цирулик «Технология. Ручное творчество.» 4 класс, Издательство «Учебная литература» 2012г.


Источник: http://30.pyatigorsk.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=681:vesjolaya-yarmarka&catid=97&Itemid=310



Рекомендуем посмотреть ещё:


Закрыть ... [X]

Сценарий народного праздника песни «С песней по жизни Подарки для верящих

Сценарии для проведения праздников народных Праздник русских народных ремесел / Разные сценарии
Сценарии для проведения праздников народных Сценарий фольклорного праздника РУССКИЕ ПОСИДЕЛКИ
Сценарии для проведения праздников народных «ВЕСЁЛАЯ ЯРМАРКА » - Сценарий фольклорного проекта
Сценарии для проведения праздников народных Сценарий народного праздника СОРОКИ - ПРИЛЕТ ПТИЦ
Сценарии для проведения праздников народных Архитектурное бюро АВК-Проект. Проектная
Сценарии для проведения праздников народных Багетная мастерская в Москве, Арт-Мастерская Багет
Сценарии для проведения праздников народных Благодарность за поздравления с днем рождения
Сценарии для проведения праздников народных Бухгалтерская справочная система Система Главбух
Бухгалтерский учет подарков сотрудникам, их детям, клиентам и Диван на веранду Все о хрущевке ИРИНА - поздравления с днем рождения для Ирины Нарисованное фото вас и ваших детей. - Одноклассники Пароход - Zabor, частный портал И.Д. Заборина Поздравления С Днем рождения однокласснику Поздравления для родившихся в ноябре